+7 (3852) 72-00-82

Реформа закона о долевом строительстве: взгляд изнутри

Новости
В начале июля Президент РФ Владимир Путин подписал большой блок изменений в Федеральный закон № 241-ФЗ. Самым обсуждаемым изменением стало установление требований к минимальному уставному капиталу застройщиков от 2,5 млн до 1,5 млрд рублей, в зависимости от объемов строительства. Какие еще изменения появятся в работе застройщиков с 1 января 2017 года?
Об этом и о том, как это повлияет на работу с дольщиками, рассказала директор Инвестиционно-Строительной Компании «Алгоритм» Ксения Белоусова.

- Ксения, текст июльских изменений в 214 Закон занимает около 28 печатных страниц, что достаточно объемно. Скажите, насколько масштабны и существенны эти изменения, с точки зрения работы застройщика?

- Я бы все их разделила на две большие группы: первая – это существенные изменения, которые меняют работу застройщиков, определяют новые рамки и порядок нашей работы. Причем в большей степени данные изменения имеют административный характер, поскольку напрямую работы с дольщиками не касаются. Вторая группа – это больше корректировочные изменения, которые назрели в текущей обстановке долевого строительства. Данная группа скорее направлена именно на выстраивание работы между застройщиком и дольщиком. При этом я бы отметила, что часть данных изменений получила формальное закрепление, но уже давно реализуется на практике самими застройщиками.

- Какие изменения вы отнесли в первую группу – наиболее существенных для застройщиков?

- Во-первых, это установление требований к минимальному размеру уставного капитала застройщика, который определяется в зависимости от объема строительства - площади помещений в жилых домах, которые еще не введены в эксплуатацию. Градация начинается от минимального уставного капитала в размере 2,5 млн рублей для общей площади строительства от 1500 до 2500 квадратных метров. Максимальный размер уставного капитала – 1,5 млрд рублей устанавливается для застройщиков с объемом строительства более 500 тыс. квадратов. Таких в стране наберется менее 10 компаний.

- Как вы считаете, с чем связаны такие требования законодателя к Застройщикам?

- Данное требование - продолжение политики государства по защите интересов дольщиков, особенно в условиях нестабильной экономической обстановки в стране. Это безусловно актуальный вопрос, однако с другой стороны, в этих же целях уже было введено страхование договоров долевого участия, с последующим ужесточением требований к страховым компания и организация альтернативы – Общества взаимного страхования. В этой связи следует обратить внимание на вторую существенную поправку – организация Правительством РФ компенсационного фонда, в который застройщики будут обязаны отчислять до 1% от планируемой стоимости строительства дома.

По моему мнению, эти положения не до конца проработаны. Во-первых, сегодня положения о компенсационном фонде содержатся в статье 23.2 «Меры дополнительной защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства», наряду с иными способами обеспечения обязательств застройщика, как банковское поручительство, поручительство учредителей застройщика и страхование ответственности. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень говорит о том, что уже осенью страхование для застройщиков отменят и единственным способом обеспечения обязательств будут являться обязательные отчисления в данный фонд. Однако пока этот вопрос остается подвешенным. Возможно, что положения о компенсационном фонде были внесены в Закон, чтобы до даты вступления в силу, Правительство РФ определило все существенные условия его работы.

Еще одним спорным моментом является то, что согласно тексту закона, взнос в фонд определяется от планируемой стоимости строительства всего дома. Страхование ответственности сейчас застройщики в подавляющем большинстве случаев заключают в отношении каждой квартиры. Это позволяет избежать ненужных затрат на страхование тех объектов, которые, возможно, не будут проданы до окончания строительства и ввода дома в эксплуатацию, когда такое обеспечение уже не требуется. Будут ли возвращаться средства из данного фонда, например, в случае досрочного окончания строительства, как сейчас работают страховые компании, остается вопросом. В любом случае, все эти вопросы должны быть разрешены до конца года, когда фонд должен начать свою работу.

- Кто и каким образом будет проверять размер уставного капитала застройщика, и что делать компании, если она не обладает достаточными средствами?

- В рамках региона обязанность по проверке соответствия застройщика установленным законодательно требованиям возлагается, как и раньше, на Государственную инспекцию Алтайского края. А вот механизм проверки реализуется третьей существенной поправкой - с января 2017 года существенно изменится роль проектной декларации, как документа, содержащего сведения о застройщике и проекте строительства. Сегодня проектная декларация публикуется застройщиком самостоятельно, согласовывается с контролирующим органом, скорее, по неформальному требованию, и влияет на момент начала осуществления рекламы объектов долевого строительства. После вступления изменений в силу, проверка проектной декларации контролирующим органом будет предшествовать началу продаж объектов долевого строительства. Декларация будет направляться через сеть Интернет, путем заполнения электронной формы на специальном сайте, и проверяться в течении 30 дней. По итогам проверки Инспекция может выдать заключение о соответствии проектной декларации, и как следствие – допустить застройщика к привлечению средств граждан по договорам долевого участия, либо отказать в выдаче такого заключения, что сделает невозможным продажу помещений в строящемся доме.

Если же у компании не хватает собственного уставного капитала, на помощь может прийти договор поручительства, заключенный с юридическим лицом, которое является учредителем (участником) застройщика. В данном случае уставный капитал будет определяться совокупно. Таким образом, логика законодателя направлена на обеспечение уставным капиталом даже в рамках группы компаний. Условия и требования для поручительства учредителя (участника) довольно подробно описаны в законе, поэтому фактически такой поручитель дублирует ответственность застройщика в полном объеме, включая гарантии качества объекта. Это тоже важное нововведение в 214 Закон, по моему мнению.

- Есть ли еще существенные изменения в законе?

- Последним важным изменением, с моей точки зрения, является регулирование вопроса использования застройщиком денежных средств, полученных от дольщиков. Данные денежные средства являются строго целевыми, и об их использовании застройщик ежеквартально отчитывается в контролирующий орган. При этом сегодня застройщик может использовать деньги, полученные по строительному объекту, лишь на нужды, связанные с его строительством, ну и общие нужды, например, квартала (строительство инженерных сетей и т.д.).

Такой механизм не всегда является удобным. Например, компания ведет строительство нескольких объектов с разной степенью готовности. На начальной стадии строительства, пока объект только начинает продаваться, застройщик будет испытывать большую потребность в финансировании, чем, например, по объекту с высокой степенью готовности. Это обусловлено и спросом клиентов, и сроком окончания рассрочки по договорам долевого участия. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда у застройщика по одному объекту – «густо», а по другому – «пусто». «Перекинуть» деньги с одного объекта на финансирование нужд другого не совсем удобно, и застройщик в таких условиях должен привлекать заемные денежные средства, либо строить за счет собственных средств (как делаем мы).

Благодаря изменениям, с первого января 2017 года застройщик сможет перераспределять деньги между строительными объектами в рамках одной планировочной структуры – квартала, микрорайона.

Еще одним нововведением является регулирование вопроса об условиях использования денег дольщиков на строительство объектов социальной инфраструктуры – школ, детских садов, учреждений здравоохранения. Застройщик сможет покрывать свои расходы на строительство таких объектов лишь в случае передачи их в долевую собственность участников долевого строительства, либо безвозмездно в муниципальную собственность. И если с последним вариантом вопросов не возникает, то вот передача объектов дольщикам выглядит не совсем понятным и целесообразным. Как люди будут эксплуатировать такие объекты, нести расходы, решать другие вопросы и т.д. – не совсем ясно.

- Ряд требований направлен на обязательное раскрытие застройщиками сведений о своей деятельности. Каким образом меняется информирование застройщиками своих потенциальных клиентов?

- Законопроект ориентирован на повышение «прозрачности» деятельности застройщиков, что укладывается в рамки политики повышения защиты прав участников долевого строительства. Во-первых, вводится реестр застройщиков, в котором будет содержаться информация о всех компаниях, которые строят на территории страны в рамках 214 закона. Объем сведений, содержащихся в нем, пока не определен, но вот открытый доступ к нему в сети Интернет – позитивное явление.

Кроме того, появилась целая статья, посвященная раскрытию застройщиками информации. В обязательном порядке на своем сайте застройщик обязан размещать разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов, бухгалтерскую отчетность, ряд документов о проекте строительства, и самое важное – ежемесячно размещать фотографии строящихся объектов.

Наша компания, например, практически все обязательные сведения уже давно размещает на своем сайте www.alg22.ru, поскольку в условиях информационного общества, наличие данных сведений и возможность к ним доступа неограниченного круга лиц, является основой для доверия клиентов.

- Можно сделать вывод о том, что в основном изменения направлены на защиту интересов дольщиков. Не нарушается ли в данном случае баланс интересов?

- С точки зрения государства, дольщик – менее защищенная фигура в долевом строительстве, чем застройщик. И это можно понять, физическое лицо очевидно обладает меньшими ресурсами и возможностями, чем строительная компания. С другой стороны, застройщик один – а клиентов у него великое множество. И вот с этой точки зрения, дольщики, как единый массив, не выглядят уже столь слабо или бессильно. Поэтому мы считаем, что баланс интересов должен соблюдаться всегда.

Есть в новом законе и положения, направленные в большей степени на защиту интересов застройщиков. Например, введен обязательный досудебный порядок разрешения споров между участниками долевого строительства и застройщиками. На практике часто возникали ситуации, когда предприимчивые граждане, минуя застройщика, сразу шли в суд, где пользуясь баснословными неустойками и штрафами закона о защите прав потребителей, выкручивали руки строителям. Теперь же любой спор сначала должен решаться вне суда между сторонами, и только в критических случаях – через суд.

Еще одним хорошим нововведением стал запрет на расторжение договоров долевого участия в случае, если застройщик надлежащим образом исполняет свои обязательства – т.е. осуществляет строительство в сроки. В последние пару лет возникла интересная судебная практика, которая минуя закон о долевом строительстве, обращалась к закону о защите прав потребителей, который позволял лицам необоснованно (без причин) отказываться от исполнения договоров оказания услуг/выполнения работ. Не скажу, что на этой почве люди стали массово расторгать договоры, но по региону несколько решений было. И застройщика такая практика ставит в крайне уязвимое положение, потому что он рассчитывает на соответствующее финансирование со стороны своих клиентов.

Появилась интересная норма о расхождении проектной и фактической площади объекта. Если разница составит более 5%, договор может быть расторгнут клиентом в одностороннем порядке, т.е. данное явление рассматривается как некий недостаток.

- Как в целом вы оцениваете данные изменения – соответствуют ли они текущему состоянию долевого строительства, насколько своевременны и комплексны?

- Изменения должны вступить в силу с 1 января 2017 года, и до этого момента сложно оценить их будущее влияние на нашу работу. Кроме того, большая часть положений еще будет уточняться Правительством РФ до момента вступления. Это и положение о компенсационном фонде, и требования к информации, размещаемой застройщиком на сайте, и разработка правил заключения договоров долевого участия и т. д. То есть на текущий момент мы даже не до конца представляем, как это все будет работать.

С точки зрения застройщика, я позитивно оцениваю изменения, которые направлены на формирование открытости и прозрачности деятельности строительной компании. С другой стороны, большая часть изменений имеет административный оттенок, и определяющую роль здесь сыграет не столько сама норма закона, а то, как ее будут применять на практике контролирующие органы. В ближайшее время на базе Государственной инспекции Алтайского края должно пройти совещание с участием застройщиков для обмена мнениями и совместной работы. В любом случае, мы надеемся, что эти изменения не приведут к увяданию долевого строительства как института, и дадут нам дополнительный виток развития отношений с нашими клиентами.